Валидация ⠀ Вот вроде бы все мы знаем, что надо проговаривать чувства ребёнка, когда он плачет, что надо «контейнировать». Но вот что конкретно можно сказать в той или иной ситуации? Уверена, что как и я, многие спотыкались/спотыкаются на этом моменте. ⠀ И это понятно. Ведь наши родители не знали, что такое эмоциональный интеллект и уж точно не занимались этим осознанно. ⠀ Я сейчас читаю книгу Джона Готтмана про этот самый эмоциональный интеллект и мне очень нравятся примеры ситуаций, где с помощью валидации (принятия и проговаривания чувств ребёнка) родителям удаётся сблизиться с малышом, поддержать его и при этом сохранить границы. Хотела с вами поделиться следующим. ⠀ Д. Готтман приводит ситуацию, когда его дочке было два года, семья возвращалась на самолёте от родственников, малышка устала, капризничала и стала требовать свою игрушку-любимку, которую родители по рассеянности упаковали и сдали в багаж: - Я хочу зебру! - Зайка, я знаю. Папа не сможет ее достать - она в большом красном чемодане внизу самолёта. Мне жаль. - Я хочу зебру!!! - Знаю, ты хочешь зебру. Но она не в этой сумке. Она в чемодане. Я не могу ее достать. Хочешь почитать про Эрни? - Не Эрни! Хочу зебру! Сейчас! Тут уже на папу с малышкой начали оглядываться пассажиры с красноречивым взглядом «сделайте же что-нибудь». - Тебе хочется, чтобы зебра была с тобой. - Да! - рыдания. - И ты злишься, что я не могу тебе ее достать. - Да. - слёзы тщетности. - То есть ты хочешь зебру прямо сейчас. - Да, сейчас. - малышка уже смотрит с любопытством. - Сейчас ты устала, и если бы зебра была тут, ты могла бы ее обнять и прижать к себе, и тебе стало бы гораздо лучше. Тебе бы стало так уютно. - Дааааа... - Мы не можем ее достать. И это очень грустно. Мне правда жаль, что так получилось. - всхлипывания, уже более спокойные - Мне очень жаль. Можно тебя обнять? Через несколько минут малышка окончательно успокоилась и уснула. ⠀ Смотрите: человеку два года, и она точно знала в этой ситуации, чего хотела - зебру. Если бы папа начал ее отвлекать или переключать, долго объяснять, почему нельзя достать зебру - ей это было бы не нужно. Но папа признал ее чувства и показал, что понимает их. Им обоим стало гораздо легче.
Важный момент: когда мы проговариваем и принимаем чувства ребенка, малыш не должен сразу же перестать плакать (это то, чего ждут многие родители). Это не трюк, а важный инструмент для здоровых отношений - а такие инструменты быстро не "работают", но в долгосрочной перспективе дают очень много.