Блог по сну и поведению

Тоддлеры или «ужасные двухлетки» ⠀

У нас много говорят про кризис трёх лет. Интересно, что в англоязычной литературе чаще встретишь формулировку “terrible twoes” («ужасные двухлетки»).
⠀⠀⠀⠀
Что это за стадия и почему она такая сложная?
⠀⠀⠀⠀
Под «ужасными двухлетками» понимаются малыши-тоддлеры от 15-18 месяцев до 3 лет. ⠀⠀⠀⠀
Амер.психолог Б.Бэйли пишет: «Большинство тоддлеров кричат «НЕТЬ!» прежде, чем согласиться; бросают вещи прежде, чем их взять и убегают от мамы на фразу «подойди ко мне, пожалуйста».
⠀⠀⠀⠀
Почему так?
⠀⠀⠀⠀
  • Естественное стремление понять причинно-следственные связи («а что, если я сделаю вот так?»). И тут мамины нравоучения про опасность блекло меркнут на фоне привлекательной дырки в розетке.
  • Конфликт между самостоятельностью и стремлением отделиться от родителей, с одной стороны, и своей все ещё огромной зависимостью от взрослых, с другой.
⠀⠀⠀⠀
«Точки раздражения» в жизни тоддлера:
⠀⠀⠀⠀
  • когда ограничивают независимое движение (бежит на всех порах прям в сторону дороги), интересную игру (он мне лопаткой, я ему!), потрясающие исследования (а что если попробовать лужу на вкус?);⠀⠀⠀⠀
  • когда оказывается, что не всё в этой жизни «моё»;
  • когда хочется сделать что-то самому (залезть в холодильник, завязать шнурки, поднять пакет с арбузом), но физические/когнитивные возможности пока не позволяют это сделать;
  • когда мама снова и снова говорит «нет!», «стой!», «нельзя!»;
  • когда просил внимания, но это проигнорировали/не поняли.

Как мы можем помочь себе сделать этот период чуть легче? ⠀⠀⠀


СОН
⠀⠀⠀⠀
Как ни банально, но львиная доля истерик связана с физическим переутомлением. Малыши-тоддлеры уже не так явно показывают признаки усталости, им все интересно, и вдруг в какой-то момент ребёнок 💣🔥. Соответствующий возрасту режим дня - это ответственность взрослых, и сон для развития малыша точно приоритетнее любых развивающих занятий.
⠀⠀⠀⠀
РИТУАЛЫ
⠀⠀⠀⠀
Тоддлеры - фанаты ритуалов. Истерики и конфликты с внешним миром возникают в основном из-за внутреннего конфликта между зависимостью и желанием независимости. Чтобы чувствовать хоть какой-то контроль над миром, малышам просто жизненно необходимы предсказуемые ритуалы. Какие-то ритуалы создаём мы (это понятные в семье правила отхода ко сну, утренняя рутина, приемы пищи и т.д.), какие-то ритуалы малыш придумывает сам (например, залезть ещё на три качели на площадке после слов «мы уходим», сказать «спокойной ночи» всем куклам в комнате).
⠀⠀⠀⠀
ВЫБОР
⠀⠀⠀⠀
Важно определить, какие решения малыш может принимать сам. ⠀⠀⠀⠀
Нельзя выходить на улицу зимой без шапки, но малыш может выбрать между красной и зеленой шапкой. Может сам выбрать, какую футболку надеть, какую прическу сделать. Малыш не может решить, когда он ложится спать. Но может выбрать, какую книжку прочитать на ночь, какую колыбельную спеть и т.д.
⠀⠀⠀⠀
Выбор хорошо помогает, когда ВСЁ идёт не так. Укладывает папа - хочу ! Пришла мама - давай обратно! Вот тут можно сказать: «Котик, тебе могу почитать я, или ты можешь почитать сам. Ты решаешь».

Основные инструменты, которые помогают - и нам (взрослым), и любимым (и порой таким невыносимым) тоддлерам.

⠀⠀⠀⠀

Фокус на хорошем
⠀⠀⠀⠀
Не ждём сразу какого-то большого результата - вместо этого отмечаем маленькие победы: «сегодня ты надел сам один ботинок! Возможно, завтра справишься уже с двумя👏», «Сегодня тебе удалось гораздо быстрее уйти с площадки, благодаря этому я успела вовремя сделать свои дела на кухне, спасибо».
⠀⠀⠀⠀
Понимать этап развития и видеть мир глазами ребёнка
⠀⠀⠀⠀
Тоддлеры в норме много плачут, ноют, могут проявлять агрессию, когда что-то не получается/не дают то, что хотят и проч. Они импульсивны, принимают неверные решения (и учатся на них, если родители дают такую возможность). Хотят быть независимыми и в то же время ещё так зависимы от мамы. Очень многие малыши в 1,5-3 года проходят через стадию «малоежки». Начинается фаза «остановись и понюхай цветочек»: ребёнку правда дико интересен вот этот грязный, почти облетевший одуванчик и правда пофиг, что вы опаздываете в сад/на занятие.
⠀⠀⠀⠀
Валидация
⠀⠀⠀⠀
Это как раз про активное слушание и проговаривание эмоций. Важно тут два момента: дать понять, что вы понимаете малыша и что его эмоции - ОК. «Тебе сложно заканчивать игру, вы очень весело играли с Машей. Сейчас пора идти домой, завтра вы снова поиграете», «Ты очень злишься, что зелёные колготки в стирке. К сожалению, мы не можем их вытащить и одеть сейчас, но ты можешь выбрать красные или желтые».
⠀⠀⠀⠀
Тут важно понимать, что ребёнок от этого не прекратит плакать/кричать. Это не быстрое решение «как заставить ребёнка замолчать». Это фундамент для доверительных отношений в долгосрочной перспективе.
⠀⠀⠀⠀
Эмпатия
⠀⠀⠀
«Посмотри на моё лицо. Я так выспалась благодаря тому, что ты меньше просыпался!», «Посмотри, рука покраснела там, где ты ударил, мне больно». Так мы помогаем детям научиться понимать, какое воздействие (положительное или отрицательное) они производят на других людей.
Режим 2+ Поведение 2+