© 2016 Your company
Блог по сну и поведению

Валидация

Валидация

Вот вроде бы все мы знаем, что надо проговаривать чувства ребёнка, когда он плачет, что надо «контейнировать». Но вот что конкретно можно сказать в той или иной ситуации? Уверена, что как и я, многие спотыкались/спотыкаются на этом моменте.

И это понятно. Ведь наши родители не знали, что такое эмоциональный интеллект и уж точно не занимались этим осознанно.

Я сейчас читаю книгу Джона Готтмана про этот самый эмоциональный интеллект и мне очень нравятся примеры ситуаций, где с помощью валидации (принятия и проговаривания чувств ребёнка) родителям удаётся сблизиться с малышом, поддержать его и при этом сохранить границы. Хотела с вами поделиться следующим.

Д. Готтман приводит ситуацию, когда его дочке было два года, семья возвращалась на самолёте от родственников, малышка устала, капризничала и стала требовать свою игрушку-любимку, которую родители по рассеянности упаковали и сдали в багаж:
- Я хочу зебру!
- Зайка, я знаю. Папа не сможет ее достать - она в большом красном чемодане внизу самолёта. Мне жаль.
- Я хочу зебру!!!
- Знаю, ты хочешь зебру. Но она не в этой сумке. Она в чемодане. Я не могу ее достать. Хочешь почитать про Эрни?
- Не Эрни! Хочу зебру! Сейчас!
Тут уже на папу с малышкой начали оглядываться пассажиры с красноречивым взглядом «сделайте же что-нибудь».
- Тебе хочется, чтобы зебра была с тобой.
- Да! - рыдания.
- И ты злишься, что я не могу тебе ее достать.
- Да. - слёзы тщетности.
- То есть ты хочешь зебру прямо сейчас.
- Да, сейчас. - малышка уже смотрит с любопытством.
- Сейчас ты устала, и если бы зебра была тут, ты могла бы ее обнять и прижать к себе, и тебе стало бы гораздо лучше. Тебе бы стало так уютно.
- Дааааа...
- Мы не можем ее достать. И это очень грустно. Мне правда жаль, что так получилось.
- всхлипывания, уже более спокойные
- Мне очень жаль. Можно тебя обнять?
Через несколько минут малышка окончательно успокоилась и уснула.

Смотрите: человеку два года, и она точно знала в этой ситуации, чего хотела - зебру. Если бы папа начал ее отвлекать или переключать, долго объяснять, почему нельзя достать зебру - ей это было бы не нужно. Но папа признал ее чувства и показал, что понимает их. Им обоим стало гораздо легче.

Важный момент: когда мы проговариваем и принимаем чувства ребенка, малыш не должен сразу же перестать плакать (это то, чего ждут многие родители). Это не трюк, а важный инструмент для здоровых отношений - а такие инструменты быстро не "работают", но в долгосрочной перспективе дают очень много.
Поведение 2+