Самостоятельное засыпание
Что это и зачем?
СЗ (самостоятельное засыпание) - это когда ребёнок засыпает в кроватке сам.
⠀⠀⠀⠀⠀
Сам - это без качаний, груди, бутылки, поглаживаний, держания руки, теребления маминой груди/губы, ковыряния маминого уха/пупка (такое тоже бывает) и проч.
⠀⠀⠀⠀⠀
То есть вы сделали все гигиенические процедуры, ритуал (кормление, чтение, колыбельная и пр.), положили не спящего малыша в кроватку, пожелали спокойной ночи и вышли.
⠀⠀⠀⠀⠀
Всем ли нужно СЗ?
⠀⠀⠀⠀⠀
Если ваш ребёнок быстро и спокойно засыпает, ночных пробуждений адекватное количество и они быстро решаются кормлением/подкачиванием или поглаживанием - значит у вас все отлично! И какая разница, как при этом засыпает малыш?!
⠀⠀⠀⠀⠀
Если ваш малыш спит с вами, спит хорошо и всех это устраивает - то СЗ это точно не про вас, и у вас все тоже отлично. ⠀⠀⠀⠀⠀
Но!
⠀⠀⠀⠀⠀
Если вы зомби от недосыпа, потому что - что бы вы ни делали - ребёнок долго и мучительно укладывается, или постоянно просыпается ночью, или спит только короткие дневные сны, или все вместе - то СЗ реально может улучшить ситуацию примерно в 85% таких случаев. То же касается и ситуаций, когда из-за совместного сна с ребёнком вы с мужем вынуждены спать раздельно, и вас это не устраивает.
⠀⠀⠀⠀⠀
При этом важно понимать, что:
⠀⠀⠀⠀⠀
СЗ - это только составная часть работы над сном. Перед обучением важно убедиться, что малыш здоров и обязательно наладить отвечающий потребностям ребёнка режим дня.
⠀⠀⠀⠀⠀
К СЗ можно прийти разными путями. Важно разобраться в методиках и принять информированное взвешенное решение - а не просто «психануть» как-нибудь вечером после многочасовых укладываний.
⠀⠀⠀⠀⠀
СЗ - это не панацея от всех детских бед. Малыш, засыпающий сам в кроватке, будет проходить через такие же скачки роста и развития, и это обязательно будет временно ухудшать его сон.
⠀⠀⠀⠀⠀
СЗ и привязанность, СЗ и ГВ - абсолютно совместимы. Вы можете продолжать кормить ребёнка грудью и быть ему замечательной любящей мамой, спят на разных кроватях. И вы никому не нанесёте травму, если сами не уверуете в это.
Прежде, чем начинать С3 задайте себе следующие вопросы:
- малыш старше 4 мес.от ПДР и здоров?
- безопасно ли место для сна?
- понимаю ли я режим малыша?
- есть ли минимальные ритуалы на сон?
- удалось ли создать оптимальные условия для сна темнота/тишина или БШ)?
- есть ли у меня план действий и адекватные ожидания к работе с ассоциацией на сон?
- поддерживают ли меня близкие?
- готова ли я временно выйти из зоны комфорта, чтобы потом спать лучше?
Уровни сложности
️Самостоятельное засыпание - это навык, который приходит не с первого раза и не сразу же для всех периодов сна. Заснуть в ночь, заснуть при пробуждениях ночью, заснуть на 1-2-3 дневные сны - все это совершенно разные «уровни сложности» для малыша. ⠀⠀⠀
Как в компьютерной игре:
⠀⠀⠀
- смог заснуть в ночь в кроватке - прошёл первый уровень;
- научится засыпать снова при пробуждениях ночью - преодолел второй «левел»;
- дневные сны обычно даются сложнее, чем ночной, причём первый сон проще, второй чуть сложнее, третий (и четвёртый) обычно самые трудные;
- по опыту самыми сложными задачами при работе над сном являются пробуждения после 4-5 утра (там уже очень мало мелатонина) и навык «связывать» между собой циклы дневного сна (когда все сны по 30-40 минут). На это потребуется больше всего времени и терпения.
С чего начать подготовку к СЗ?
- Начинаем всегда с режима.
Важно, чтобы хотя бы 5-7 дней перед началом любой поведенческой коррекции привычек сна у ребёнка был стабильный, соответствующий возрасту распорядок дня. Это не значит «жесткий режим по часам», это про предсказуемость:
⠀
✅ здорово, если «рамки» вашего дня (подъем и отбой) не «плавают» день ото дня более, чем на 20-30 минут туда-сюда. Например, подъем у вас с 6:30 до 7:30, а не так, что в один день малыш встаёт в 6 утра, а в другой в 8.
⠀
✅ у малыша предсказуемый ритм дневных снов. То есть вы понимаете, через сколько примерно предлагать ему первый, второй сон и так далее. Понимаете, как действовать, если сны получаются короткими.
⠀
2. Ритуалы-мостики (то, что предшествует укладыванию)
⠀
✅ суть в том, что при обучении засыпанию в кроватке нам важно будет положить не заснувшего ещё малыша в кроватку. А если вся подготовка ко сну сейчас сводится к тому, что ребёнок ест грудь и засыпает - то когда вы уберёте засыпание на груди, у малыша ничего перед сном не останется. А ему нужно что-то, что будет сообщать - «мама готовит меня ко сну».
⠀
3. Условия, располагающие ко сну
⠀
✅ все люди лучше спят в темноте
⠀
✅ дети плохо спят, когда им жарко
⠀
✅ трудно хорошо спать в шуме (телевизор и проч.)
⠀
4. Осознанный выбор методики
⠀
Не «попробую выйти, у подруги сын так за вечер научился в кроватке спать», а почитать, какие есть пути, сформировать реальные ожидания к работе в той или иной методике.
⠀
Если выходить - то осознанно, имея четкий план в голове.
⠀
Если оставаться рядом - настроиться на реальную картинку (малыш в 99% случаев не уснёт за 15 минут без плача).
⠀⠀
Психологическая подготовка семьи
⠀
Это внутренняя работа над собой. Проработка темы детского плача, понятия «хорошей мамы».
Про режимы, ритуалы и методики я подробно пишу здесь, в блоге и в своем аккаунте Instagram @katya.popova.soniki . Изучайте и начинайте новый этап жизни - с полноценным сном!