⠀
«Варюш, хочешь ходить на рисование с ребятами?».
«Нет, я не хочу. Нам же в прошлом году после занятий давали кристаллики, а сейчас не дают».
⠀
Награды и лишения чего-то - очень популярный способ воспитания и обучения. И вроде бы он работает, но ...
... получается, что мы рисуем, чтобы получить кристаллик.
Или убираемся в комнате, чтобы получить за это карманные деньги.
Или извиняемся, потому что иначе мама будет ругать.
Или едим за мультики и т.д.
⠀
Это называется внешняя мотивация. Я веду себя хорошо или делаю то, что меня просят, чтобы что-то получить или чтобы избежать наказания.
⠀
Внутренняя мотивация - это когда я делаю что-то потому, что 1) понимаю, зачем мне это надо, 2) потому что сам хочу это делать, 3) потому что я уже делал по-другому и последствия мне не понравились.
⠀
Моя любимая Барбара Колорозо приводит такой классический пример с перчатками: как-то она опрашивала пятиклассников, зачем они носят перчатки. И больше половины ответили: «Потому что мама так говорит». Не потому что руки иначе замерзнут, а «потому что мама».
⠀
Как помочь ребёнку развивать внутреннюю мотивацию?
⠀
- хвалить и благодарить словами в процессе выполнения какого-то задания
«Ты подобрал интересные цвета в рисунке: особенно мне нравится, как ты раскрасил львёнка».
⠀
«Я видела, как ты старалась с новым упражнением на ритмике, если упражняться каждое занятие, то это будет получаться всё лучше и лучше».
⠀
- эмпатия: показывать, как действия ребёнка отражаются на других людях
«Посмотри на мое лицо: я так хорошо выспалась сегодня благодаря тебе».
⠀
«Посмотри, девочка плачет; ей обидно, что ты сломал её куличик».
⠀
- показывать, что задания, которые выполняет ребёнок, важны и ценны для всей семьи
«Спасибо, что убрала игрушки. Ты поддерживаешь порядок в своей комнате и это очень помогает нам содержать в чистоте всю квартиру».
⠀
- давать возможность испытать естественные/логические последствия своих действий, если они не угрожают здоровью ребёнка/других людей и не аморальны
Не хочет надевать перчатки - дать возможность погулять немного без.
⠀
Не хочет убираться - я вижу, что игрушек много и трудно за всеми уследить и все расставлять по местам. Давай договоримся, что оставим пока в доступе 10 игрушек или столько, сколько ты сможешь убирать на место.
Награда или наказание - проще и быстрее.
Но круто, когда хотя бы в 60-70% случаев удается поддержать внутреннюю мотивацию.
Меня лично больше всего мотивирует всегда та мысль, что если Варя сейчас поймет, зачем перчатки и т.д., то в подростковом возрасте она будет принимать чуть меньше решений "потому, что кто-то сказал". Ведь там это уже буду не я, а та девочка/тот мальчик.