Что делать, если ребёнок кусается/дерётся/пинается ногами?
Мы все люди. Живые. Живые люди испытывают эмоции.
⠀
Много вы знаете взрослых, которые на 100% умеют управлять своими эмоциями? Обычно достаточно посидеть на пассажирском кресле с парой таксистов, чтобы понять, что даже взрослые дяди и тети, увы, не умеют себя контролировать в эмоциональной ситуации.
⠀
Самоконтроль - это навык, который регулируется префронтальной корой головного мозга.⠀
Кора «включается» в 3 года и развивается до 25 лет. До 25, Карл!!! (Я кстати только недавно узнала, кто такой Карл)
⠀
Да, в 2-3 года, чуть менее интенсивно в 4-5 лет ребёнок может кусаться, драться и пинаться в ответ на ограничения, «нельзя» и прочие ситуации, вызывающие сильные эмоции. С 4 до 5 лет инструментальная агрессия обычно переходит в вербальную «я вас ненавижу!», «вы не мои родители!» и т.д.
⠀
И это не значит, что малыш избалован. Или что он агрессивен. Или что «ремень по нему плачет». Он просто пока не умеет по-другому. И наша задача - его научить.
⠀
Что же делать, когда он дерётся/кусается/пинается, а вам искренне хочется провалиться под землю или треснуть в ответ/наорать/поставить в угол? (тут автоматически у каждого включается обычно то, что делали свои родители)
⠀
ЭМПАТИЯ:
⠀
1. «Ты злишься/тебе не нравится, что ...» (надо уходить домой, нельзя трогать вазу, нельзя щипать кошку, нельзя есть камни и проч.)
⠀
2. «Я никому не дам бить/пинать/кусать ТЕБЯ, не дам ТЕБЕ бить/... меня/папу/бабушку/других людей».
⠀
3. Далее мы берём малыша, сажаем к себе на колени, спиной к себе, обнимаем двумя руками и держим до момента, пока плечики не опустятся. По словами: «Я вижу, что тебе трудно контролировать руки/ножки/зубки. Я тебе помогу». «Давай подышим: 1-2-3-4-5 вдох, 1-2-3....-10 выдох».
⠀
4. Когда малыш уже просто плачет, без попыток ударить/укусить: «Я рядом. Я всегда рада обняться, когда ты будешь готов/-а».
⠀
Просто. В то же время ужасно сложно в момент сильных эмоций.