© 2016 Your company
Блог по сну и поведению

Схемы в поведении ребенка

Схемы в поведении ребенка

Для меня осознание и понимание схем (паттернов) в поведении Вари стало настоящим открытием и позволило сэкономить кучу нервов. Буду рада, если кому-то из вас это тоже поможет.

Что такое схема в поведении? По сути, это стремление ребёнка выполнять какие-то действия (с собой, с предметами, с другими людьми) с целью понять окружающий мир. Например, когда малыш надевает мамины туфли, бегает без конца по кругу или залезает под стул - он изучает схемы.

Следование схемам мы часто воспринимаем как непослушание со стороны малыша: например, когда он кидает еду со стола, карабкается на стол или пытается спрятаться в посудомойке. Понимание схематичного поведения ребёнка даёт возможность выдохнуть, расслабиться и найти способ дать малышу другой, более приемлемый способ взаимодействия со схемой (например, сводить на батуты, когда очень тянет прыгать на диване).

  1. ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ СХЕМА
Малыш изучает пространство с точки зрения возможности его ограничить: строит забор из подушек вокруг себя, строит крепости вокруг песочных замков, выстраивает машинки в ряд, сидит в коробке, притворяется каким-то животным в клетке, возводит Лего-заборы вокруг мягких игрушек.
Как помочь проработать эту схему в игре: позволять играть с предметами, которые могут служить ограждением/забором. Например, показать, какие подушки МОЖНО раскладывать на полу, дать большую картонную коробку, в которую можно залезть, а также маленькую, в которую можно сажать игрушки. Иметь Лего/кубики, из которых можно строить стены и заборы.

2.ОБЁРТЫВАНИЕ
Малыш стремится завернутся в одеяло, завернуть в одеяло другие предметы, сворачивает одну бумажку и потом эту бумажку заворачивает ещё в одну, закрашивает картинки или рисунки, закрывает игрушки в коробках, обожает надевать шапки/шляпы, надевает папины ботинки, очень любит обувать кукол.
Как содействовать проработке этой схемы в игре: обеспечить всякие шляпы/шапки/шарфы, которые можно на себя надевать, разрешать играть с оберточной бумагой, лентами для завязывания, играть в прятки и в ку-ку (с малышами), можно прятать развивающие карточки в конверты, иметь контейнеры/коробки, в которых "живут" игрушки, прятать мелкие игрушки типа киндеров в пластилин.

3.СОЕДИНЕНИЕ/РАЗЪЕДИНЕНИЕ
Малыш соединяет и разъединяет предметы: Лего, бусы, вагончики, веревки или папины галстуки...
Очень важно, чтобы у ребенка была куча предметов, которые можно соединять/разъединять: вагончики длинного поезда, магнитные игрушки, трубочки, которые можно соединять в одну длинную трубочку, пазлы, Лего-кубики для гигантских башен, которые потом можно крушить.

4.ВРАЩЕНИЯ 
Ребёнок изучает всё, что крутится/вращается + крутится/вращается сам.
Например, малыш может ходить или бегать кругами, крутиться пока не упадёт, ложиться и кататься по траве/по любой другой наклонной плоскости. Бесконечно крутить туда-сюда кран с водой, зачаровано наблюдать за вентилятором/барабаном стиральной машины, рисовать бесконечные круги на бумаге.
Как помочь проработать эту схему в игре: кружиться за ручки, катать мячики, играть с юлой, брать в ванную игрушки, у которых есть крутящиеся элементы, делать ветряные мельницы, играть в машинки, купить часики со стрелочками, которые можно вращать...

Помню, когда Варе было 2 года, она особенно любила маленькие ветряные мельницы и если видела их где-то - увести с этого места было почти нереально.

5.ТРАЕКТОРИИ
Ребёнок изучает, по какой траектории двигаются объекты, в том числе он сам. Вертикальные/горизонтальные/диагональные линии.⠀
Проявления этой схемы: прыжки на диване, бросает еду/игрушки, брызгается текущей из-под крана водой, стремится залезть на стол/стул/подоконник. Очень часто проявление этой схемы интерпретируется как «плохое поведение»: например, когда один малыш разрушает пирамидку, которую только что построил другой малыш.⠀
Проработка схемы в игре: предоставить возможность кататься с горок самому и катать с горок предметы, повесить баскетбольное кольцо, играть в игру «забрось игрушку/бумажный шарик в ведро», дартс для малышей, кольцебросы, шведская стенка, икеевский тоннель...

6.РАССТАНОВКА ПРЕДМЕТОВ
Проявляется в том, что малыш забирается под стол/под стул, стоит за занавеской, хочет ходить исключительно по бордюру. Именно эта схема объясняет «странную» избирательность в положении еды на тарелке (сыр только сбоку и ни в коем случае не касается соуса), или когда ребёнок просит, чтобы каждый отдельный вид овощей, например, был на отдельной тарелке.
Как помочь: не запрещать залезать в разные, пусть и "странные" места, если это не угрожает жизни и здоровью. Понять и простить принципиальное желание, чтобы кукла была "вот в этой коробочке", а мишка "жил на этой подушке". Предлагать ребенку самостоятельно накладывать еду на тарелку, сочувствовать, если расстроился: "Да, я поняла, ты хотел хлебушек на отдельную тарелку. В следующий раз обязательно так и сделаем".

Знание данных схем помогает меньше раздражаться, видеть в нежелательном поведении нормальный познавательный процесс и переключать ребёнка на игры, где МОЖНО изучать и прорабатывать эти схемы.
Поведение 2+ Позитивное родительство