⠀
На консультациях по поведению малышей 2+ лет мы чаще всего обсуждаем истерики (в том числе драки и кусания) и что с ними делать.
⠀
Да, истерика - это нормально и в ней ребёнок учится выражать эмоции. Но почти всегда возникает вопрос про грань, когда родителям нужно вмешаться: «Вот я ему не дала, что он хотел. Он начинает орать, как будто его режут. Сколько можно позволять ребёнку так орать?»
То есть надо ли «спасать» малыша от эмоций (как правило, отвлечь едой/мультиком или дать все-таки то, что не разрешили вначале) или терпеть? И в какой момент всё-таки надо вмешаться и остановить?
⠀
Мне очень нравится тема про три золотых правила:
⠀
РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПОЛНОЕ ПРАВО ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ (злость, фрустрацию, обиду), в том числе плача и валяясь на полу, до тех пор, пока он не нарушает одно из трёх золотых правил:
⠀
Я НЕ ДЕЛАЮ БОЛЬНО СЕБЕ
А это значит, что нужно вмешаться и остановить, если начинается аутоагрессия, что очень характерно для малышей-трёхлеток, например.
⠀
❌Я НЕ ДЕЛАЮ БОЛЬНО ДРУГИМ
Ни в коем случае не терпим укусы и побои, сразу же спокойно уверенно физически останавливаем. До трёх лет у малышей идёт инструментальная агрессия и они могут в порыве злости драться и кусаться. Важно! Делать больно можно не только ударами, но и словами: это объясняем малышам старше 4 лет, у которых инструментальная агрессия перерастает в вербальную и начинается период «я не хочу такую маму».
⠀
Я НЕ ПОРЧУ ИМУЩЕСТВО
То есть если в порыве гнева малыш пытается разорвать книгу/разбить стакан, мы его тоже физически останавливаем и даём то, что порвать можно: бумагу, пластилин и т.д.
⠀
Я Варе рассказывала про три золотых правила лет с трёх, и очень круто смотреть, как она сейчас про это вспоминает как про необсуждаемый закон и сама же нам порой выдаёт «ответочку». Из недавнего: «Папа, ты лопнул мой шарик!!!😭Ты нарушил золотое правило! Это было моё имущество!». Теперь лопаем только с официального разрешения уже совсем сдувшиеся.