Поговорим на тему, которую дают на первых лекциях по детской психологии, причём как у нас (я учусь в РУДН), так и за рубежом. Самая первая - значит крайне важная для понимания всего остального.
⠀
Все родители до какого-то момента стараются не наказывать детей, не говорить всякие деструктивные фразы. Но малыш растёт, и в момент больших эмоций «оно» вдруг вырывается: первый шлепок, крик, обида, желание спрятаться и уйти. Мы начинаем делать и говорить ровно то, что уже слышали/испытывали когда-то сами.
⠀
Три глобальных стиля родительства очень хорошо описывает моя любимая Б.Колорозо.
⠀
- Авторитарный стиль (этот стиль Барбара сравнивает с кирпичной стеной):
⠀
«Потому, что я так сказала»
«Если ты сейчас же не сделаешь это, попу напорю/поставлю в угол»
«Все, больше никаких мультиков вообще никогда не будет!» и т.д.
⠀
- Разрешающий/уступающий стиль (такие семьи Барбара называет «семья-медуза»):
⠀
«Не сделал? Ну ладно...»
«Не плачь. Ну хочешь конфетку?»
«Последний разок!» (50-й последний раз)
⠀
Так или иначе мы все порой скатываемся в какие-то элементы «кирпичной стены» или «медузы».
⠀
- Что же такое авторитетный стиль, к которому все стремятся и который требует такой гигантской работы над собой?
Это про здоровые границы + эмпатию ОДНОВРЕМЕННО:
⠀
✔️ четко обозначаем понятные правила и границы (нет, я не дам себя бить, кусать, ковырять, не буду повторять по 50 раз),
⠀
✔️ в случае нарушения этих границ есть логичные последствия, связанные с проступком (отводила в кроватку всю ночь - утром не могу идти в парк),
⠀
✔️ и при этом мы не спасаем ребёнка от чувств по поводу этих границ, а помогаем пережить эти чувства.
⠀
Вроде бы все просто, если бы не было так сложно.