Недавно я рассказывала про горизонтальную интеграцию головного мозга, о которой очень интересно пишет Дэн Сигел. Это интеграция правого (эмоционального, невербального) и левого (рационального, вербального) полушарий. Чтобы помочь малышу проработать какое-то стрессовое событие, мы много раз рассказываем ему словами, что произошло. Таким образом, помогаем установить горизонтальную связь между эмоциональным впечатлением от пережитого события (что я почувствовал, правое полушарие) и самим событием (что произошло, левое полушарие).
⠀
Но есть еще вертикальная интеграция головного мозга. Давайте разбираться, что это такое.
⠀
Условно мозг можно поделить на две части - нижняя (упрощенно это всё, что ниже носовой перегородки) и верхняя (так называемые лобные доли).
⠀
Нижняя часть мозга отвечает за базовые инстинкты, эмоции и в общем-то, довольно хорошо развита уже при рождении малыша.
Лобные доли полностью созревают лишь к 25 годам.
⠀
Оказывается, истерики тоже бывают двух видов:
⠀
- истинная истерика (или буквально истерика "на первом этаже", англ. downstairs tantrum). Это когда ребенок расстраивается так сильно, что просто не может использовать свой "второй этаж", т.е. лобные доли. В момент такой истерики он не слышит ничего и не остановит плач даже если дать ему то, что хочет.
Когда у малыша такая истерика - мы можем только присоединиться (Я знаю, ты хотел..., но получилось по-другому. Я вижу, как тебе тяжело. Ты упал и ударился, это больно. Я с тобой), быть рядом (можно я тебя обниму?) и ждать.
⠀
Другое дело -
- манипулятивная истерика (букв. истерика "на втором этаже", англ. upstairs tantrum). Она появляется в ответ на "нет", "нельзя" или когда малыш не получает то, что он ужасно хочет. Эта истерика может выглядеть очень страшно, но при этом ребенок все слышит и останавливается (как ни в чем не бывало), стоит ему получить желаемое.
И вот тут ребенок нуждается в границах и в том, чтобы ему помогли научиться выражать свои желания/чувства по-другому.